Для нашего Заказчика, ОАО «Белагроздравница», мы осуществили модернизацию системы управления пищеблоком - заменили существовавший программный комплекс, отработавший более 10 лет и не устраивающий по целому ряду причин на «1С: Медицина. Диетическое питание».

Основные причины отказа от ранее используемого программного комплекса:

  • Разнородная программная среда (разработка 1995-1999 годов). Сложность при сопровождении. Отсутствие поддержки разработчика.
  • Программа устанавливается только локально (на один компьютер) т.к. не предусмотрен сетевой вариант работы.
  • Любые изменения нужно делать только на рабочем месте. Нет возможности использовать и передавать информацию в виде «Настроек».
  • Формирование некоторых отчетов привязано к внутренним кодам, узнать которые можно только с применением специализированной программы-отладчика IBExpert. Ведение архивов возможно только с применением специализированной программы-отладчика IBExpert.
  • ПК изначально разрабатывался для кафе и ресторанов. Поэтому пришлось приспосабливать для работы в режиме Санаторного Питания. Справочник «Сотрудники» выполняет функции наименования меню (назначение) – Завтрак, 2-й завтрак , Обед и т.д. Справочник «Наименование меню» выполняет функции справочника «Категории питающихся» (или группы питающихся) – Дети 1-4 лет, Взрослые и т.д.
  • Возврат продуктов из производства на продуктовый склад. В системе не реализован учет по складу «Производство (Кухня)».
  • Справочник «Продукты». Продукты импортируются из склада (ПК «Секрет Анжелики»). За время работы ПК накопилось много номенклатурных позиций, в которых поле количество равно «0», т.е уже израсходованных. Присутствие «пустых» записей в таблице требует от пользователя большего внимания и визуальной нагрузки.
  • Для анализа химсостава необходимо сформировать заказы, убрав «птичку» «Плановые заказы» в Заказ, для количества питающихся =1 на данную дату и только тогда можно получить ведомость.
  • Для получения информации по срокам годности требуется кроме занесения крайней даты срока хранения дополнительно заносить специальный признак. Нет реквизита «Сертификат», и не предусмотрена возможность контроля срока годности в пределах суток, т.е. количества часов.
  • Контроль соблюдения норм питания ограничен (не более 23 наименований меню) и крайне неудобное задание именно «внутреннего кода наименования меню».
  • Неудобен принцип ввода даты (необходимо переносить указатель мыши после ввода пары цифр).
  • Неудобное использование внутренних кодов разных справочников в интервале «часы:минуты:секунды» параметра «Дата» для отображения разных функций при получении аналитических отчетов по питанию. Например: при составлении меню «хх:хх:хххх 1:00:00» – указывает прием пищи «Завтрак», а при составлении заказа «хх:хх:хххх 1:00:00»–это группа питающися (взрослые); соответственно «хх:хх:хххх 3:00:00» – указывает прием пищи «Обед» - в меню, и «хх:хх:хххх 3:00:00» – Дети 7-14 лет -- в заказах.

В настоящий момент работа по созданию автоматизированной системы санаторного (диетического) питания на базе программного продукта «1С:Медицина. Диетическое питание» завершена и результатом мы довольны. Посудите сами – в филиале «Санаторий «Радон» ОАО «Белагроздравница», в зимний период количество питающихся составляет до 600 человек. Санаторий «Радон» — это фактически два санатория в одном – Взрослое отделение и Детское отделение «Боровичок». Это три основные диеты – Б, Д и П, это несколько категорий питающихся, это дополнительные калькуляции (меню) – «дозаказы» и «доехавшие», возвратные калькуляции (меню). Важно то, что программный продукт позволяет реализовать систему работы с заказным меню (а выбор блюд в санатории «Радон» таков, что некоторые рестораны могут позавидовать). И ещё более важным является возможность рассчитать фактическую пищевую ценность и химической состав рациона по каждому питающемуся персонально!

В санатории «Радон" с программой работает три диетсестры (двое посменно работают на взрослом отделении санатория и один на детском), три кладовщика (в программе реализован полнофункциональный складской учет), три заведующих производством (две кухни), бухгалтер по учету продуктов и официанты. Объем реально приличный…


ДЛЯ ДИЕТСЕСТРЫ:


png18.png


- Разработка рационов (плановых, перспективных). Контроль фактического рациона питания.

- Расчет калькуляций и формирование требуемых отчетов для различных категорий питающихся и по различным диетам.


ДЛЯ КЛАДОВЩИКА:

png19.png- Полнофункциональный складской учет продуктов.

- Автоматическое формирование документов по перемещению продуктов на склад суточного запаса продуктов (кухню) на основании калькуляции.

- Автоматическое формирование документов по возврату продуктов со склада суточного запаса продуктов (кухни) на центральный склад на основании возвратной калькуляции.


ДЛЯ БУХГАЛТЕРА:

png20.png

- Формирование бухгалтерской отчетности по учету продуктов.

- Формирование проводок и передача в АСБУ (автоматизированная система бухгалтерского учета).


ДЛЯ ОФИЦИАНТА:

png21.png

- Контроль документов по перемещению продуктов.

- Контроль остатков продуктов на складах.

- Оформление требуемой производственной отчетности.


Для многих специалистов Заказчика были сомнения – сможет ли новый программный комплекс заменить предыдущий. Мы их собрали в таблицу.

Посмотрите, возможно, многое вы найдете знакомым…

№ п.п. Требование (термины и определения из программного комплекса «Меню Анжелики»)  «1С:Медицина. Диетическое питание»

1

Перспективное меню. Должен быть реализован расчет (составление) перспективного (планового) меню по каждой диете и для каждой группы питающихся.

Да. Реализовано. В терминологии программного комплекса это Типовые меню, которые разрабатываются на любую диету для любых категорий питающихся.

2

Лист-опрос (лист-заявка на питание) . Должна быть реализована технология составления и обработки листов-опросников (заявок) на питание от питающихся.

Да. Реализовано. Разработан новый раздел (его нет в типовой конфигурации) – Официанты где осуществляется разноска информации из листов-опросов (меню-заказов).

3

Группы питающихся. Меню должно формироваться по категориям (группам) питающихся - на каждую категорию (группу) питающихся должны быть свои суточные нормы потребления продуктов.

Да. Реализовано.

Калькуляция, на основании которой формируется печатная форма «Меню», рассчитывается на конкретные группы питающихся (категории питающихся)

Категории питающихся – устанавливаются Нормы пищевой ценности и Натуральные нормы.

4

Группы продуктов. Продукты объединяются в группу продуктов, на которую устанавливается суточная норма потребления.

Некорректное сформулированное требование. Суточные нормы потребления устанавливаются для питающихся (различные категории питающихся – различные и нормы). Категория питающихся связана со Шкалой продуктовых групп, которая в свою очередь определяет Состав продуктовых групп, а продуктовая группа состоит из конкретного перечня продуктов. В одну группу может входить несколько продуктов (например, различные творожные продукты- творог нежирный, творог диетический, сырок и т.д. входят в группу Творог) – справочник «Состав продуктовых групп».

5

Единицы измерения. Программное решение должно обеспечивать работу с несколькими единицами измерения
и осуществлять пересчет из одной единицы в другую (например, яйцо
в меню составляется в граммах (закладка продуктов), а выдача
и списание в штуках). Должна быть реализована возможность отслеживания срока хранения (годности) продукта и сертификатов качества продуктов.

Да. Реализовано.

Партионный учет на складе – поле Дата производства, срок хранения, сертификат. Есть возможность использования 4 (четырёх) единиц измерения.

6

Необходимо обеспечить учет банок (т.е. консервы в банках «рыба, горошек и т.д.»);

Необходимо обеспечить учет  штучного товара, например яйцо, фрукты и т.д.;

Да. Реализовано.

7

Пищевая ценность продуктов. Для каждого продукта должна быть возможность внесения калорий, витаминов, микроэлементов;

Да. Реализовано.

8

Энергетическая ценность блюд (химикоэнергетические характеристики-ХЭХ), - необходимо обеспечить расчет белков, жиров, углеводов, микроэлементов и витаминов и должен быть реализован  механизм пересчета ХЭХ в случае изменения рецепта в текущем меню.

Да. Реализовано.

9

Коэффициент сезонности, - для определенных продуктов должен учитываться «коэффициент сезонности» - сезонные нормы отходов.

Да. Реализовано.

10

Взаимозаменяемость, - необходимо обеспечить взаимозаменяемость продуктов.

Да. Реализовано.

11

Потери при обработке, - необходимо учитывать потери при холодной и термической обработке; (например, пересчет ХЭХ при термической обработке).

Да. Реализовано.

12

Замена ингредиентов. Должна быть возможность формирования и корректировки рецептов блюд при составлении текущего (оперативного) меню в случае необходимости замены ингредиентов и расчет калькуляционной карточки.

Понятие оперативного меню в программном продукте нет. Есть плановые (циклические) Типовые меню. Есть понятие (объект) Калькуляция – на её основе выполняются все необходимые расчеты, она же и является (можно так сказать) оперативным (и фактическим) меню. Вся работы программы строится на понятии «Калькуляция». Выполняется расчет калькуляции диеты, а уже на её основании есть возможность распечатать многочисленные формы отчетов, в том числе и меню (меню на стенд, меню-требование на склад, меню-раскладка на кухню и т.д.)

Возможность замены ингредиентов есть.

Да. Реализовано.

13

Пересчет рецепта – изменение выхода блюда. Обеспечить возможность пересчета рецептуры блюда на другой выход блюда.

Да. Реализовано.

14

Калькуляционные карточки. В калькуляционных карточках должен быть обеспечен расчет брутто относительно нетто и наоборот.

Да. Реализовано.

Калькуляционная карточка – отражает стоимость блюда, т.е. сколько будет стоить блюдо с учетом реально существующих остатков ингредиентов на складе.

Да. Реализовано.

Программа должна обеспечить работу в случае недостающего количества продуктов (ингредиентов) на складе (режим работы «с колес»). Ингредиенты, остатки которых на складе недостаточны, должны визуально выделяться и при необходимости должна быть возможность получения отчета для оформления заказа продуктов поставщику.

Да. Реализовано.

 

15

Дозаказ. Внеплановое увеличение количества питающихся (разовое, например, приехала бригада строителей для ремонта крыши здания). Составление так называемого дополнительного меню (дозаказ).

Да. Реализовано. Дозаказ, Доехавшие – это варианты дополнительной калькуляции к основной.

16

Перемещение продуктов на склад СЗП. Меню-требование (печатная форма на основании текущего (оперативного) меню и анализа листа-опросника) . На каждую группу питающихся должно составляться меню-требование для перемещения продуктов на склад СЗП (заявка на продукты для кухни) или, как вариант, формируется сводное меню-требование, но при необходимости и по группе.

Все печатные формы по калькуляции формируются в разрезе категорий питающихся.

Да. Реализовано.

17

Возврат продуктов из склада СЗП на склад центральный. Должен быть реализован учет возврата продуктов с СЗП на склад продуктов (центральный).

Да. Реализовано.

18

Списание продуктов со склада суточного запаса сырья (кухня). Должно быть обеспечено как автоматическое списание продуктов, так и в ручном режиме  на основании выпуска блюд (их количества) и калькуляционных карточек текущего (оперативного) меню.

Да. Реализовано.

На основании калькуляции осуществляется перемещение продуктов со склада ЦСП на склад СЗП (автоматическое создание документа), как внутреннее перемещение, так и списание. Списать можно и в ручном режиме – создать документ перемещения и выбрать конкретные номенклатурные позиции с остатков склада.

19

Необходимо обеспечить разграничение прав доступа пользователей: кладовщика, заведующего производством, диетсестры. Учесть особенность санатория «Радон» - наличие двух подразделений столовых - раздельная работа с меню для детского отделения «Боровичок» и меню для санатория «Радон» .

Да. Реализовано.

В одной информационной базе организована работа двух подразделений – взрослого и детского. Фактически речь идет о двух санаториях в одном. Общее количество питающихся до 700 человек.